Главная
О центре
Услуги
Статьи и советы
Карта сайта

Гинекология
Планирование беременности
Ведение беременности
Красота и беременность
Организация родов
УЗИ-диагностика
Педиатрия
Грудное вскармливание
Остеопатия
Гомеопатия
Консультации психолога
Подготовка к родам, курсы
Гимнастика для беременных
"Домашняя гомеопатия"

Статьи / Здоровье семьи: решись быть мудрым

Домашняя гомеопатическая медицина

 

Отрывок из главы второй "Как работает врач гомеопат"

Предлагаем Вашему вниманию отрывок из замечательного гомеопатического лечебника, носящего не современное, но традиционное название. Традиционное, потому что именно так назывались многие домашние лечебники в XIX веке - золотом веке гомеопатии. Достоинство книги в том, что она написана в виде художественного повествования. Книгу приятно читать и ею легко пользоваться.

Однажды пришедшая впервые на прием пожилая леди сказала мне: "Я не люблю ходить по врачам. Вы ведь не медик, не так ли?" Я вынуждена была признаться, что я "настоящий доктор" и указала на свой диплом из Медицинского колледжа Университета штата Огайо.

Многие имеют смутное представление о том, где учатся гомеопаты. Врач-гомеопат в Америке проходит то же обучение, что и любые другие врачи: он заканчивает официальный медицинский колледж, получает звание доктора медицины и разрешение (лицензию) практиковать в штате.

Для получения специальности гомеопата (гомеопатию еще называют иногда гомеотерапией), врач проходит дополнительный курс по этому предмету, а затем учится, работая с практикующим врачом-гомеопатом [1].

История болезни

Хотя каждый врач гомеопат имеет свои привычки в работе, гомеопатия - это медицинская система с четко определенными принципами и подходом (методологией) и это дает элемент стандартности. Запись "истории болезни", то есть выяснение всех необходимых сведений о больном, требует такой же пунктуальности, как японская церемония чаепития.

Чтобы понять, как я работаю, представьте себе для начала мою приемную. Кабинет находится в крыле моего дома. В приемной приятная обстановка, располагающая ожидающих приема пациентов к общению. Фермер непринужденно беседует с городским банковским служащим, пожилая леди ласково "воркует" с малышом, сидящим на руках у мамы.

Около назначенного часа я спускаюсь сюда, чтобы пригласить моего следующего пациента - мистера Смита. Он впервые обращается ко мне, но из телефонного разговора я знаю, что ему сорок с небольшим лет и его беспокоит желудок. Почему я спускаюсь в приемную сама, а не посылаю своего секретаря Анну? По двум причинам. Во-первых и это самое главное - первый быстрый взгляд на пациента мне многое о нем говорит, а второе - я не люблю, чтобы больного препровождали в мой кабинет - это создает впечатление, что доктор очень важная персона.

Итак, мистер Смит хорошо одет, у него желтовато-бледный болезненный цвет лица, он сидит, насупившись, руки слегка сжаты. Можно без труда заметить, что он в напряжении и тревоге. Он поднимается за мной по лестнице в мой маленький, уставленный книгами кабинет. Я начинаю заполнять карту больного - возраст, семейное положение, дата и место рождения. Опять же, почему я не поручаю это своему секретарю? Моя цель в этом "интервью" узнать все возможное об этом больном для того, чтобы выбрать лекарство соответствующее всем его симптомам. Эти обыкновенные вопросы служат мне "трамплином". Мистер Смит родился в Дайтоне. Я спрашиваю, ходил ли он там в школу. Да, он посещал там местную школу и был хорошим учеником. "Я вынужден был им быть", - он криво усмехается, - "мои родители не признавали ничего кроме "отлично". Я уже знаю кое-что о нем: строгие честолюбивые родители. В раннем возрасте появилось стремление преуспевать, заставлять себя добиваться успеха.

Карта заполнена и я спрашиваю, что его беспокоит. "Желудок", - отвечает он. "Как именно он вас беспокоит?" "Спустя около получаса после обеда начинает болеть и я чувствую тошноту с позывами на рвоту". Что еще? "У меня часто бывают головные боли". Какого типа? "Тупая давящая боль в области лба". Что-нибудь еще? Он признается, что у него запоры. "Я хочу сходить, но не могу". Страдает газами, отрыжкой, во рту горький привкус. Я даю пациенту возможность свободно рассказывать, задавая время от времени вопрос: "Еще что-нибудь?", пока больной не выскажет все свои жалобы.

Затем я снова возвращаюсь к каждому симптому. Когда его впервые стал беспокоить желудок? В какое время дня бывает улучшение или ухудшение? Как отражается погода на его пищеварении? Любит ли он находиться в теплом помещении или ему лучше на воздухе? Чувствует ли он себя лучше или хуже в холодную, сырую погоду? Справа или слева боль сильнее?

Важно узнать, какую пищу предпочитает пациент. Он рассказывает, что любит мексиканскую кухню. Я отмечаю: любит сильно приправленную пищу. Мистер Смит любит кофе, хотя он на него дурно действует. У него есть привычка выпивать несколько коктейлей за ленчем и за обедом, несмотря на то, что от ликера бывает головная боль и расстройство желудка. Раньше он любил пиво, но теперь не переносит его вкуса. Как насчет жажды? Часто ли он встает из-за своего рабочего стола, чтобы попить воды?

Я спрашиваю о его предках. Какие болезни были в его семье? Доживал ли кто из его предков до преклонного возраста? Ответы на эти вопросы покажут, какова его наследственность в плане жизненной силы и энергии.

Теперь, когда мы привыкли друг к другу, я задаю вопрос о его эмоциональном состоянии, психических симптомах. Он рассказывает, что стал крайне раздражителен, не выносит критики, а также шума. Ему трудно сосредоточиться, он много волнуется. Мало-помалу из всех этих черт складывается его портрет. К концу нашей часовой беседы я уже имею ясное представление об этом человеке - не только о его желудочном расстройстве или его головной боли, но обо всей его индивидуальности.

После осмотра мистер Смит спрашивает: "У меня язва?" "Нет", - отвечаю я ему, - "но волнений в вашей жизни было больше, чем может вынести ваш организм. Это вывело его из равновесия". Если мистеру Смиту нужен диагноз для страховой компании, я могу его сформулировать как "диспепсия" (несварение). Но мне, для того, чтобы помочь этому больному, диагноз не нужен. Я буду лечить мистера Смита согласно его индивидуальным симптомам, которые вызываются защитными силами организма и отражают те нарушения, которые в нем произошли. Поступая таким образом, я могу надеяться, что мне удастся повернуть вспять развитие его болезни прежде, чем возникнут патологические изменения.

Поскольку мне нужно время, чтобы осмыслить случай мистера Смита, я прошу его прийти еще раз на будущей неделе.

Позже, просматривая историю болезни мистера Смита, я отмечаю ведущие симптомы, которые я подчеркнула. Это те симптомы, которые действительно его беспокоят, такие как "боль после еды", "тошнота после еды". Также я подчеркнула среди его симптомов необычные или как мы называем "странные, редкие, яркие" - они отражают его индивидуальную реакцию на причину его нездоровья. Один из таких - "отвращение к пиву".

Из дюжины ведущих симптомов особенно выделяются пять.Поскольку в современной повседневной практике врача-гомеопата используется около 500 лекарств, каждому из которых соответствует множество симптомов, всю эту информацию невозможно удержать в голове. Существует справочник симптомов и соответствующих им лекарств, известный как "Реперториум к гомеопатической Материя Медика" доктора Джеймса Тайлера Кента. Это настольная книга у большинства практикующих врачей-гомеопатов всего мира и вот я обращаюсь к ней, чтобы найти там ведущие симптомы мистера Смита.

"Тошноте после еды" соответствуют четыре лекарства, одно из которых - Нукс вомика, препарат из семян ядовитого ореха. Второму симптому - "боли после еды" -соответствуют те же четыре лекарства и несколько других. В перечне лекарств, соответствующих третьему симптому - "тупой головной боли по утрам", есть Нукс вомика. Это же лекарство включено в перечни к двум оставшимся ведущим симптомам, "ухудшению от питья кофе" и "безрезультатным попыткам опорожнения кишечника".

Каждый из этих пяти симптомов указывает на Нукс вомику и я обращаюсь к "Материя Медика", книге, включающей детальное описание каждого лекарства, чтобы прочитать, что написано там об этом препарате. Материя Медика - это описание симптомов, которые производит каждое из лекарств у здорового человека. Симптомы эти описаны больше собственными словами испытуемых, чем медицинскими терминами того времени. Вот почему важно добиться, чтобы пациент свободно рассказывал о всех своих ощущениях. За прошедшие 150 лет в речевых оборотах изменилось очень мало и болезненные ощущения, испытываемые людьми, остались точно такими же, как прежде.

Согласно "Материя Медика" пациент Нукс вомика "худощавый, быстрый, подвижный, нервный и раздражительный". Это точная характеристика моего пациента. "Реперториум" привел меня к верному лекарству, а "Материя Медика" подтвердила этот выбор.

Когда мистер Смит посетил меня второй раз, я дала ему одну дозу Нукс вомики в высокой потенции и попросила сообщать обо всех изменениях в самочувствии. Я посоветовала исключить кофе, поскольку он мешает действию лекарства.

Два дня спустя позвонила жена мистера Смита. Вчера вечером, придя домой с работы, муж жаловался на жестокую боль в желудке. "Нет, он не выглядит раздраженным", - говорила она. "Он даже пошутил, что лекарство сделало его еще более больным". Я успокоила ее, сказав, что это временное ухудшение состояния и нормальная реакция.

Через две недели, на очередном приеме мистер Смит рассказал мне, что лекарство "встряхнуло" его, но теперь он чувствует себя прекрасно. "У меня полностью исчезли боли в желудке и головные боли. И я стал менее раздражителен".

Реакция мистера Смита на лекарство представляет собой классическое гомеопатическое "ухудшение" и она есть знак того, что лекарство стимулирует защитные силы пациента. Больной человек всегда крайне чувствителен к своему "подобному" лекарству. Как камертон отвечает резонансом на правильно взятую соответствующую ему ноту, так и организм, получив "подобное" лекарство, отвечает усилием всех симптомов. Я всегда бываю очень довольна, если пациент сообщает, что у него ухудшение, так как это обычно свидетельствует о том, что лекарство подобрано правильно. Ухудшение обычно длится день или два и затем сменяется улучшением.

Во время его последнего визита я говорила с мистером Смитом о необходимости изменить образ жизни: сократить прием алкоголя, больше двигаться, научиться замечать свое напряженное состояние и справляться с ним. Я объяснила ему, что лекарство поможет восстановить равновесие в организме, но если продолжать жить по-прежнему - можно снова заболеть.

Не всякому человеку, страдающему желудочным расстройством, головной болью и раздражительностью, поможет Нукс вомика- . Для мистера Смита я выбрала Нукс вомику потому что симптомы, которые вызывает это лекарство, совпадают со всеми его симптомами.

Вообще, симптомы вызываются защитными силами организма для того, чтобы восстановить равновесие, противостоять болезни. И именно в этом направлении работает "наиболее подобное" лекарство, в нашем случае Нукс вомика. Когда гармония в организме восстановлена - исчезают симптомы, поскольку они уже более не нужны.

Вышеописанный случай является примером "конституционального назначения", то есть назначения препарата при хроническом заболевании, когда улучшение не может наступить само. Это назначение основывается не на болезни, и даже не на главных жалобах больного, но на всех индивидуальных особенностях человека в целом. Правильно подобранное конституциональное средство действует на защитные механизмы или жизненные силы, мгновенно, подобно электрическому разряду; действие одной дозы может продолжаться месяцами. Вот почему человек, находящийся на конституциональном лечении, не должен принимать никаких других гомеопатических средств без консультации с врачом. На фоне действия конституционального средства прием другого лекарства может так изменить картину симптомов, что в ней почти невозможно станет разобраться.

Мэзимунд Б. Панос, Джейн Хеймлих

Мэзимунд Б. Панос - доктор медицины. Семейные традиции связали ее с гомеопатией (ее дед, отец, а также муж были врачами-гомеопатами). Окончила медицинский колледж штата Огайо, получив степень доктора медицины, работала общепрактикующим врачом в Дайтоне, Огайо, являлась президентом Национального гомеопатического центра США.

Джейн Хеймлих - писательница, сотрудничала в нескольких журналах, на ее счету несколько десятков статей, в том числе касающихся альтернативной медицины.

Книга "Домашняя гомеопатическая медицина" впервые увидела свет в 1980 году и стала одним из самых популярных домашних лечебников, была издана на нескольких иностранных языках. Сейчас в издательстве "Гомеопатическая медицина" готовится ее русское издание. О выходе книги мы обязательно сообщим нашим дорогим читателям.

  1. В России врач-гомеопат также получает классическое медицинское образование, должен иметь сертификат и лицензию по основной специальности (терапевт, педиатр, семейный врач). Затем он проходит курс обучения гомеопатии по государственной программе, после чего получает разрешение на гомеопатическую практику. В дальнейшем работа гомеопата немыслима без постоянного обучения у более опытных коллег. Авторитетные школы классической гомеопатии существуют в Украине (Киев), в Индии, Греции, Англии, Голландии и других странах. ^


[email protected]

Координаты Центра
Лицензия
Международные связи
Полезные ссылки и книги
Вакансии
Наши партнёры

Подпишитесь на нашу новостную рассылку:

Изменение параметров

Запомнить меня на этом компьютере
  Забыли свой пароль?




© Sadovoy Center 2003-2007 г.